shumilina.by

Информационный портал

Социальные сети:

О городе История В составе Российской империи

В составе Российской империи

В 1772 году согласно первому разделу Речи Посполитой восточные районы Беларуси были присоединены к России. Территория Шумилинщины вошла в Жаробычскую и Лесковичскую волости Витебского уезда, Козьянскую и Мишневичскую Городокского уезда, Андреевскую, Лавожскую, Петропавловскую, частично Михаловщинскую волости Полоцкого уезда Витебской губернии.

Но смена власти ухудшило экономическое положение населения. В центральном государственном историческом архиве в Минске хранятся инвентари помещичьих имений, составленные в 1840 годы. В этих документах содержатся сведения о деревнях, расположенных на помещичьих землях, о крестьянах и их повинностях о количестве скота и птицы и. т. д. Они свидетельствуют, что крестьяне оказывали сопротивление феодально-крепостному давлению: подавали жалобы, убегали от помещиков, отказывались выполнять повинность.

В мае 1848 произошли волнения в имении Николаёво Мишкавицкай волости. Крестьяне не вышли на работу, собрались на собрание, на котором говорили об освобождении от крепостничества.Волнения продолжались и после крестьянской реформы 1861 года. В июне 1863 отказались платить оброк и отбывать барщину крестьяне в Жаробычской волости.

Во время революции 1905-1907 годов волнения прошли в городке Сиротино, в Козьянской, Мишковичской, Петропавловской волостях. Крестьяне требовали передать им помещичьи земли, дать гражданские свободы. Борьба не прекращалась и в период столыпинской реакции и Первой мировой войны. Велась она, несмотря на то, что царское правительство узаконило военное положение, а полиция получила приказ «уничтожить беспорядки и забастовки с такой решительностью и беспощадностью, которые исключили бы всякую возможность для их продолжения». В годы войны сотни шумилинцев оказались в окопах, а женщины, старики и дети, оставшиеся в деревнях, были постоянно задействованы на строительстве оборонительных сооружений. Налоговый поборы, которые постоянно возрастали, и постоянные реквизиции скота, хлеба, одежды доводили бедняцкие крестьянские хозяйства до окончательного разорения.

В 1866 году в деревне Шумилино Полоцкого уезда было 5 хозяйственных дворов, 13 строений и 38 жителей. В книге ученого-краеведа XIX-XX в.в. А. П. Сапунова «список населенных мест Витебской губернии с 1906 года» указано, что на железнодорожной станции Сиротино проживало 38 человек (обслуживающий персонал с семьями), в деревне Шумилино, примыкающей к вокзалу, — 50 человек, в деревне Бокачи (ныне улица Володарского) — 44 жителя, в деревне Астапово (улица Витебская) — 57 жителей, в деревне Рябушково (район нынешней улицы Сипко) проживало 163 человека, в районе нынешних улиц Зеленая, Мясоедова и в деревне Соломенка (она в 1906 году входила в городскую черту) проживало 147 человек. На том месте, где сейчас микрорайон бывшего торфопредприятия «Добеевский Мох», был всего один хутор Баёвка, где проживало 11 хуторян. Такой же хутор, который назывался Баболино, располагался в районе нынешней улицы Дзержинского.

В местечке Сиротино, где проживало 2150 человек, стояли 4 каменные и 844 деревянных дома, двухклассная церковноприходская школа. В д.. Шумилино в том же 1906 году имелось семь дворов. В Лесковичской волости было две церкви, костел, а в селе Лазуки-лечебница, две казенные винные лавки, водяные мельницы (в имении Полтево), кирпичный завод (в имении Лесковичи), две начальные школы; в Мишневичской волости — две церкви и часовня, казенная винная лавка, паровая (в имении Андреево) и три водяные мельницы, лесопильный (в усадьбе Николаёво) и кирпичный (в дер. Гусинцы) заводы, две школы: в Петропавловской волости — три церкви и часовня, две казенные лавки, паровая (в имении Оболь) и три водяные мельницы, 2 кирпичные завода, дегтярное и пивоваренное предприятие, четыре школы. Несмотря на значительное количество школ, которые открыли двери в конце XIX-начале XX в.в., в них по данным 1908г., обучалось всего четверть детей в возрасте 8-13 лет.

Поселения Шумилинщины всегда лежали на пересечении различных дорог и трактов. Одной из самых известных и древних можно назвать Екатерининский тракт — дорогу, которая была проложена в начале XVII в. Она была самая короткая между городами Полоцк и Витебск. Частью дороги в измененном виде пользуются и сейчас, она проходит рядом с дер.. Амбросовичи, через дер. Русские и далее на дер. Полтево. Участок дороги, который не использовался, зарос лесом и кустарником.

В нашей местности тракт пролегает через Старое Село, Тербешёво, Полтево, через государственный лес, дер. Русские, и выходит в деревни Любичи, Федьково, Убоино. По обе стороны дороги были вырыты каналы. Екатерининский тракт был обсажен деревьями, в основном березами. Там, где было болотистое низкое место, под слоем земли положили шины с мелколесья и кустарника. Паны, земли которых подступали к тракту, были в ответе за свой закрепленный участок дороги, с помощью крепостных крестьян делали подсыпку, ремонт. По тракту лошади возили почту, а ближайшие почтовые станции находились в деревнях Старое Село и Куриловщина.

Чрезвычайно важное событие XIX в. в истории Беларуси — строительство Риго-Орловской железной дороги (участок Динабург — Витебск). В книге «Витебское отделение Белорусской железной дороги. Этапы развития» отмечается, что строительство велось поэтапно. Руководил работами министр путей сообщения генерал-лейтенант П. П. Мельников.

Участок дороги Динабург — Витебск был открыт для движения поездов 26 мая 1866, а 17 октября 1866 года, после молебнов во всех церквях, которые располагались вблизи железной дороги, вскоре, пыхтя паром, паровоз с тремя вагонами пересек Шумилино и прибыл в Витебск. Вся протяженность железной дороги от Динабурга до Витебска составляет 242 версты.

В вокзальный комплекс Шумилино, который до 1961 назывался Сиротино, входили здание вокзала, депо, товарные рампы, водонапорная башня, складские помещения и церковь. Депо располагалась в ста метрах от вокзала на запад, а деревянная церковь — 150 метров на юго-запад. Вода для паровозов бралась из озера возле д.. Крупчыно.

Для этого в полутора километрах на восток от вокзала была возведена водонапорная станция с паровым двигателем. Сто лет станция работала по-старому, и только в 60-х годах XX в. паровой двигатель был заменен на дизельный.

Обслуживали вокзальный комплекс иностранные специалисты, преимущественно немцы. В дальнейшем, по мере подготовки своих стрелочников, кондукторов, машинистов и ремонтных мастеров, немцев вытеснили с семьями в Витебск, где в конце XIX в. они образовали свое землячество и поселок, который находится в районе нынешней железнодорожной больницы в областном центре.